Вы здесь: Главная | Архив новостей | 2011 год | "За здоровый образ жизни"

"За здоровый образ жизни"

В Варненском муниципальном районе проводится межведомственная акция "За здоровый образ жизни"

     С 12 апреля по 16 мая 2011 года в Варненском муниципальном районе проводится межведомственная акция "За здоровый образ жизни". Мы предлагаем несколько материалов для ознакомления родителям, детям о значении физической культуры, о вреде курения, о правильном питании.

      Мы очень надеемся, что наши советы будут полезными и поучительными!

 

 
Физкультура на каждый день.
 
Каждый   человек,   задумывающийся   о   своем   здоровье,   знает; двигательная активность - это второй после рационального питания элемент здорового образа жизни. Фраза; «Движение - это жизнь» стала   уже   афоризмом.   Стремление   «убежать   от   инфаркта» проявляла недавно некоторая часть нашего населения. Физкультуру, как элемент восстановительного лечения при наличии отклонений в состоянии здоровья,   оставим   специалистам;   врачам  и   методистам   лечебной физкультуры.   Мы с вами   поговорим   о двигательной   активности   людей, чувствующих себя здоровыми и желающими сохранить и приумножить свое здоровье.
Современный образ жизни человека привел его к снижению физической активности - гиподинамии. Недостаточное и продолжительное ограничение движений приводит к нарушению работы сердца и сосудов, напоминающие те, которые возникают при старении. Мышечные волокна, неполучающие должной нагрузки, замещаются соединительной жировой тканью. Эти явления нарастают с возрастом. И в ваших силах задержать процесс старения, а значит и возникновения многих болезней. Гиподинамия - фактор риска многих неинфекционных заболеваний, а особенно сердечно-сосудистых. Исследования ученых показывают, что даже умеренные физические нагрузки сокращают риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний более чем в 2 раза.
Для нормальной жизнедеятельности, сохранения и укрепления здоровья организму необходимо тратить столько энергии, сколько поступает с пищей. Но большинство из нас питаются нерационально, элементарно переедают. Значит, требуется корректировать поступление энергии не только изменением системы питания, а и увеличением объема двигательной активности.
Наиболее оптимальными для организма являются физические упражнения динамического характера. Они обеспечивают повторяющиеся ритмические движения большинства мышечных групп и называются аэробными, поскольку требуют постоянного притока кислорода. Такие упражнения способствуют развитию выносливости, совершенствуют адаптационные механизмы, повышают функциональную мощность организма. К аэробным видам физической активности относятся ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде, ходьба на лыжах, гимнастические упражнения, танцы, все, что предполагает размашистые движения тела.
Сейчас существует много рекомендаций по организации двигательной активности - это и аэробика, и использование тренажеров и т.д. под руководством и контролем тренеров.
Мы же предлагаем несколько вариантов минимальной двигательной активности, наиболее приемлемых и выполнимых самостоятельно, с обязательной предварительной консультацией у врача:
- регулярные пешие прогулки не менее 30 - 40 мин. 4- 5 раз в неделю и ежедневная 10-минутная гимнастика;
- ежедневная 10-минутная утренняя гимнастика плюс 4 -5 раз в неделю 20-минутная легкая пробежка;
- ежедневная ходьба (хотя бы 5 раз в неделю) по 50 мин.;
- быстрая ходьба 500 м за 5 мин., затем медленный бег 60 м за 1 минуту, все это повторить 3 раза, после каждого цикла 1 мин. спокойной ходьбы. Регулярность 5 раз в неделю;
- тренирующая гимнастика 4 - 5 раз в неделю не менее 30 мин.
Следует выбрать наиболее подходящий для вас вариант двигательной активности. Независимо от выбранного варианта необходимо придерживаться основных принципов - это регулярность занятий, постепенное увеличение и адекватность нагрузки. Для определения адекватности нагрузки существуют субъективные и объективные показания. Умеренная физическая нагрузка приводит   к   учащению   дыхания,   сердцебиения,   сопровождается потоотделением.   Это   нормальная   реакция организма.   Ощущение легкой, мышечной   усталости,   отсутствие   нарушений   сна,   желание   проводить тренировки, ощущение бодрости перед их началом - таковы субъективные критерии адекватности нагрузки. Если после занятий присутствует усталость, боль, тяжесть в голове, головокружение, то следует уменьшить нагрузку. Самочувствие должно находиться на грани приятного с трудным. Объективным показателем адекватности нагрузки является частота сердечных сокращений (пульс). На самом пике физической нагрузки частота сердечных сокращений (ЧСС) не должна быть более чем (220 минус возраст).
Рекомендуем придерживаться   во   время   физических упражнений следующей ЧСС:
20-29 лет                                          115-145 ударов в минуту
30-39 лет                                          110-140
40-49 лет                                          105-130
50-59 лет                                          100-125
60-69 лет                                          95-115
Такую ЧСС во время занятий достаточно поддерживать в течение 20-25 минут, 5мин. для разогрева и 5 мин. для окончания занятия.
В первые недели занятий интенсивность и длительность их должны быть меньше.
Кроме таких постоянных занятий расширить объем двигательной активности можно еще за счет лыжных и велосипедных прогулок, экскурсий, ближнего туризма, умеренного физического труда в саду и огороде, рыбной ловли, охоты и др. Начните хотя бы с малого:
- пользуйтесь лестницей вместо лифта;
- ходите пешком на работу и за покупками, если это возможно;
- выходите из транспорта за 1-2 остановки до необходимого места;
- делайте побольше физической работы по дому;
- во время обеденного перерыва совершайте быструю прогулку.
Давайте проникнемся важностью двигательной активности для сохранения и укрепления здоровья, выберем для себя оптимальный вариант и начнем заниматься во благо своего здоровья и не завтра, а уже сегодня.
Мы уверены, вам это понравится, а главное вскоре убедитесь в полезности этих занятий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Для тех, кто курит
Не отравляйте нас табаком
 
Пассивное курение.
Почему мы, некурящие, так равнодушно относимся к тому, что нас окуривают на работе, дома, в общественных местах.   Почему люди,   курящие   ради   сиюминутного удовольствия, добровольно лишающие себя  нескольких лет жизни, укорачивают жизнь и нам, некурящим. Наверное, это потому,   что   мы   еще   не   все   знаем   о   пассивном   курении. Установлено, что во время   курения 20%   вредных веществ, содержащихся в табачном дыме, сгорает, 25% задерживается в легких   курящего,   5%   остается   в окурке,   и   остальные   50% загрязняют окружающую среду.
Ядовитые вещества, содержащиеся в табачном дыме, попадают в воздух при паузах в курении, а они обычно длиннее, чем момент затяжки. Пассивный курильщик в течение часа, находясь в прокуренном помещении, вдыхает такую же дозу составных частей табачного дыма, которая равносильна выкуриванию половины сигареты. А пребывание в течение 8 часов в закрытом помещении, где курят, приводит к воздействию табачного дыма, соответствующему курению более 5 сигарет.
Действие компонентов табака и при пассивном курении прослеживается на все органы и ткани: на состав крови, мочи, нервную систему. В настоящее время доказано, что пассивное курение является фактором риска развития рака легкого. Сейчас специалистами определено, что роль пассивного курения для развития коронарной болезни сердца почти в два раза больше, чем считалось раньше.
Наиболее уязвимые пассивные курильщики   - это женщины, дети. Если учесть, что больше половины не курящих женщин подвержены пассивному курению на работе и дома и 36% сами курят, то получается, что более 90% женщин имеют повышенный риск развития сердечно-сосудистых   заболеваний   и   рака   по причине курения. Жены курильщиков умирают на 4 года раньше, чем у некурящих мужей.
Женский организм при всей его большей по сравнению с мужским жизнестойкости генетически менее приспособлен к введению вредных веществ. Установлено, что мужчинам для развития цирроза печени достаточно употреблять 132 г алкоголя в сутки, а женщины подвергаются такому же риску, принимая лишь 52 г. Аналогичная ситуация и с курением.
Еще сильнее воздействие табачного дыма на организм ребенка. Многие исследователи указывают, что дети курящих родителей в большей мере подвержены заболеваниям органов дыхания, чем дети некурящих родителей. Если в некурящих семьях часто болеют бронхолегочными заболеваниями 37% детей, то в семьях, в которых кто-либо из родителей курит, их почти в 2 раза больше (67%). Пассивные курильщики имеют относительно низкую величину скорости форсированного выдоха, что свидетельствует о повышенном риске развития дыхательной недостаточности.
Доказано, что даже если курящие члены семьи выходят курить из квартиры, вредные вещества возвращаются домой вместе с ними, накапливаются и способствуют развитию у детей, например, астмы.
Никотин при исследованиях был обнаружен в воздухе и пыли в домах всех курящих: егосодержание в крови у детей с «домашними» курильщиками в 14 раз больше, чем у малышей, чьи родственники не имеют этой вредной привычки, он в 8 раз больше «нормы» даже у тех, чьи родители выходят с сигаретой за дверь: оказывается, вредные вещества задерживаются в волосах и на одежде, потом попадают в воздух жилища, оседают на мебели и различных предметах. Поэтому в семьях курящих речь должна идти не о курении в подъезде, на балконе, в туалете, а о полном отказе от курения.
Если родители знают о наличии у ребенка заболевания, связанного с их курением, многие бросают курить ради здоровья ребенка. Это подтверждает опыт работы школы для родителей, детей с проявлениями бронхиальной астмы, в детском аллергологическом центре поликлиники № 1 города Челябинска. Из родителей, прошедших обучение в этой школе, более 10% отказались от этой вредной для здоровья привычки.
Не следует забывать о психологическом воздействии курения. Дети курильщиков тянутся к сигарете гораздо чаще и раньше, чем их сверстники -дети некурящих родителей. Если в семье курят оба родителя, то начинают курить 74% мальчиков и 65% девочек, а пробуют 25% и 33% соответственно. Иначе говоря, практически все дети курящих родителей либо пробуют табак, либо курят. Пассивными курильщиками в семьях являются более 62% подростков. По последним социологическим исследованиям среди нас живет 81,5% курящих мужчин и 36,7% курящих женщин. Если провести несложные арифметические действия, то некурящих в нашем городе не так уж мало: около 450 тысяч женщин, детей, подростков и мужчин. Мы обращаемся к некурящим мужчинам и особенно женщинам, давайте будем формировать в своих семьях негативное отношение к курению, воспитывать своих детей так, чтобы они не начинали курить, а курящим членам семьи помогать избавляться от этой пагубной и опасной для всех членов семьи привычки. Если они любят нас, жалеют и не хотят терять, они сделают это, А мы всячески будем помогать им и ради их самих, и ради нас. Все вместе скажем сигарете «Нет!». Помогут нам и врачи.
 
 
Для родителей
Разговор о правильном питании
 
Многие родители считают, что правильное питание ребенка требует больших финансовых затрат и по карману лишь очень обеспеченным семьям. На самом деле полезная и здоровая пища далеко не всегда самая дорогая. К тому же важно не только то, что ест ребенок, но и как организо­вано его питание.
Прежде всего нужно позаботиться о соблюдении режима пита­ния. Детям 6-7 лет необходимо есть 4-5 раз в день, перерыв между приема­ми пищи - не больше 3-3,5 часов. Если время завтрака, обеда, полдника и ужина соблюдается изо дня в день, организм ребенка начинает заранее гото­виться к приему пищи. Благодаря этому пища лучше переваривается и усваи­вается. Соблюдения режима питания - лучшая профилактика заболеваний ор­ганов пищеварения.
Если пришло время завтракать или обедать, а ребенок совсем не хочет есть, предложите ему выпить стакан сока, молока или съесть яблоко. Не стоит принуждать ребенка, сердиться, нервничать. Ваши настойчивые уговоры и требования могут сформировать у него стойкое отвращение к еде и привести к развитию анорексии (невротическому нарушению, выражающему­ся в отказе от пищи).
Чтобы «разбудить» у ребенка аппетит, перед основным приемом пищи дайте ему овощной или фруктовый салат. Благодаря этому блюду начинает выделяться желудочный сок, и у мальчика или девочки возникает желание поесть.
Стоит обратить внимание на темперамент вашего сына или дочери. Спо­койный, уравновешенный ребенок способен легко настроиться на еду, и аппе­тит у него возникает сразу, как только он начинает есть. Подвижным, впечат­лительным мальчикам и девочкам нужно время, чтобы успокоиться и ощутить голод. Поэтому не стоит требовать от таких детей, чтобы они немедленно при­ступали к еде. Пусть они помогут Вам накрыть на стол, приготовят посуду, все это позволит непоседам настроиться на еду.
Питание ребенка должно быть полноценным и обеспечивать ор­ганизм всем необходимым.
Особое место в рационе питания занимают белковые продукты. На завтрак и ужин ребенку лучше предложить молочные блюда (сырники, варени­ки, омлет), каши, сваренные на молоке. Они обеспечивают потребность организма в белке, легко усваиваются.
Мясная пища тоже нужна детям. Но лучше, если блюда из мяса ребенок съест во время обеда. Избыток мясной пищи в рационе столь же вреден, как и ее недостаток.
Жиры служат источником энергии и строительным материалом для орга­низма, поэтому их присутствие в дневном рационе ребенка обязательно. Особое место среди жировых продуктов занимает сливочное и растительные масла. В них, помимо жира, содержатся витамины D, Е, К, а также полезные минераль­ные вещества. Сливочное и растительные масла лучше использовать в натураль­ном виде (бутерброды, добавка к готовым блюдам, заправка для салатов). Дело в том, что при тепловой обработке разрушаются витамины, и масло теряет свои ценные качества. Сливочные масла с различными пищевыми добавками (шоко­ладное, фруктовое, сырное, селедочное) имеют пониженное количество жира, поэтому их можно рекомендовать для детей с избыточной массой тела.
Блюда из круп: каши, запеканки - основные источники углеводов. Каши легко усваиваются и обладают обволакивающим действием. Последнее очень важно для предупреждения заболеваний желудочно-кишечного тракта (к сожале­нию, распространенных среди детей). К тому же каши легки в приготовлении и... очень дешевы.
Много углеводов и витаминов содержится в растительной пище. Овощи и фрукты необходимы ребенку каждый день. Но вот беда, зачастую при их вы­ращивании используются химические вещества, способные накапливаться в растении. Если Вы не уверены в «экологической безопасности» овощей, перед варкой нарежьте их кусочками и на 30-40 минут залейте холодной водой.
Следует помнить, что для полноценного усвоения веществ, содержащихся в овощах и фруктах, часто требуются жиры. Вот почему овощные или фрукто­вые салаты заправляют растительным маслом, майонезом или сметаной, сливками.
Питание ребенка должно соответствовать ежедневным суточным энергетическим затратам организма. Количество калорий, необходимых ребенку, во многом зависит от его образа жизни. Если малыш мало двигает­ся, то у него быстро накапливается лишний вес. Причем полнота не является свидетельством крепкого здоровья (как считают некоторые взрослые). Она свидетельствует о том, что не соблюдается режим питания, используются вы­сококалорийные, но малополезные продукты.
Все дети любят сладкое. А что делать, чтобы ребенок, склонный к полно­те, не набирал лишние килограммы? Попробуйте убрать со стола вазу с кон­фетами, а вместо нее поставить мед (если у ребенка нет аллергии на этот про­дукт) или варенье. Это полезнее и сладкоежку не обидит. В том случае, если ребенок просит «перекусить», предложите ему яблоко или морковку вместо бутерброда или пирожка. В них содержится клетчатка, благодаря которой воз­никает ощущение «полноты» желудка, и чувство голода быстро проходит. К обеду подавайте не только белый, но и черный, отрубной хлеб.
Каким должно быть питание мальчика или девочки, занимающихся спор­том? Эти дети тратят много энергии и нуждаются в продуктах, в которых мно­го белков и углеводов: мясе и рыбе, молоке, твороге. Они служат источником энергии и строительным материалом для формирующихся мышц у юного спортсмена. Не стоит увеличивать количество жиров в ежедневном рационе, так как жиры почти не используются для работы мышц.
В том случае, если тренировки проходят в вечернее время, на ужин лучше приготовить легкие калорийные блюда: омлет, кашу. А богатую клетчаткой пи­щу (салаты из капусты, блюда из грибов и т. д.) на ужин давать маленькому спортсмену не стоит. Важно запомнить - после приема пищи должно пройти не менее 2,5-3 часов, и только тогда малыш может приступать к занятиям спортом.
При больших физических нагрузках с потом выводится много минеральных солей и витаминов. Для компенсации таких потерь можно приготовить своему ребенку специальный питательный раствор. К 250 мл 50%-ного раствора саха­ра добавьте 50 мл фруктового сока и 2 г поваренной соли, а перед началом от­ветственных соревнований дайте мальчику или девочке «аскорбинки» (150 мг).
Надеемся, что наши советы помогут Вам. Мы желаем здоровья Вам и Вашим малышам!
 
 
 
 
 
 
Конспект урока
 
Тема: Психологическое здоровье.
Тип урока: Изучение нового материала и приобретение практических навыков саморегуляции.
 
Цель:Помощь ребенку в освоении практических умений, которые помогут ему спокойно и уверенно чувствовать себя в любой ситуации общения и взаимодействия
 
Задачи:
    Осознавать и анализировать собственные эмоции и эмоциональные состояния.
    Видеть и понимать эмоции, эмоциональные состояния и чувства других людей.
    Соотносить свои эмоции с эмоциями других, видеть сходство и различие в эмоциональных реакциях различных людей в одной и той же ситуации.
                  Произвольно регулировать собственные эмоциональные состояния.
Ход урока:
1. Организационный момент. Приветствие. Разминочное упражнение
УПРАЖНЕНИЕ «КОМПЛИМЕНТ»
Каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Обязательные условия «Комплимента»:
1.     Обращение по имени.
2.     Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.
После этого внимание участников обращается на то, что чувства у них разные, но схожие, и что в ходе дальнейших занятий разговор пойдет именно о чувствах.
 
2. Теоретическая часть. – 3 мин.
Элементарные сведения о фундаментальных эмоциях. (необходимы для соотнесения основных эмоций с пиктограммами.
Интерес — это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения или эмоциональной привлекательности. У ребенка интерес носит стихийный характер. Утвердившись и углубившись, интерес может стать потребностью.
Радость — сильная и глубокая положительная эмоция. Выражение радости легко узнается. При радости лицо расцветает улыбкой: уголки губ оттягиваются кверху, около глаз собираются морщинки. Улыбка, сопровождающая эту эмоцию, помогает устанавливать межличностные контакты, делает более прочными социальные связи. Радость усиливает восприимчивость, уве­личивает мотивацию общения, способствует уверенности в себе.
Задержка и сдерживание проявлений радости не безразлична для всего организма человека.
Удивление— кратковременная и очень неопределенная эмоция. С одной стороны, мимика удивления очень яркая (широко открытые глаза и рот), с другой стороны, удивление легко переходит как в положительно, так и в отрицательно окрашенные чувства. Обычно выстраиваются такие эмоциональ­ные цепочки: удивление — радость — интерес; удивление — стыд — страх.
Отвращение вызывает реакцию гнева и как бы оправдывает ее. Понимание, что к тебе испытывают отвращение, мучительно для ребенка, ведет к дистрессу или агрессии.
Гнев — легко читаемая эмоция. При наступлении состояния гнева ми­мика становится характерной: лицо краснеет или сильно бледнеет, сдвига­ются брови, оттопыриваются губы, голос становится хриплым, речь затруд­ненной. При всей непривлекательности проявлений гнева следует помнить, что неспособность проявить справедливый гнев может привести к наруше­нию ясности мышления и психосоматическим заболеваниям.
Страх эмоция, появляющаяся в очень раннем возрасте. Постоянное чувство страха тормозит развитие ребенка, но отсутствие чувства страха угро­жает его безопасности. В случае когда страх достигает предельной силы (па­нический страх, ужас), может возникнуть так называемое стереотипное по­ведение — бегство, оцепенение, защитная агрессия. Подросток испытывает, чувство страха гораздо чаше, чем взрослый человек. Это связано прежде все­го с тем, что, входя во взрослый мир, человек 11 — 16 лет постоянно сталкивается с новым и неизвестным. Противоречие подросткового возраста состоит в том, что в безудержном стремлении к независимости и самостоятельности ребенок по собственной воле остается один на один с тяжелыми для него жизненными ситуациями. Причина часто встречающейся у подростков замкнутости или агрессивности — страх.
Стыд — социальная эмоция. Стыд — это страх перед осуждением. Эта эмоция формируется в ходе усвоения этических норм и правил поведения конкретного общества, конкретной культуры. Различные люди имеют различные пороги стыда, это связано с ценностными ориентациями, направленностью личности. У подростков порог стыда связан как с ценностными ориентациями семьи, так и с нормами той детской группы, в которой ребенок находится в данный момент.
Чувство винывозникает при нарушении моральных и этических норм. Вина — осуждение самого себя. Если стыд кратковременен, то чувство вины держится долго. Вина — глубокая социальная эмоция. К сожалению, чувство вины часто используется взрослыми как «мощное орудие» воспитания. Средством подобных воспитательных воздействий служат упреки взрослых. Поводом может быть и недостаточно высокая, по мнению родителей, отметка, и невымытая посуда, и порванная или испачканная одежда. Учитель может упрекнуть в недостаточном старании, лени, неаккуратности, рассеянности. Кажется, что постоянно повторяющиеся упреки уже не воспринимаются ре­бенком, но это далеко не так. Практика психологической помощи показыва­ет, что тяжелейшие срывы, вплоть до попыток суицида, связаны у подрост­ков, как правило, с глубоким и непереносимым чувством вины.
Техника безопасности: Для того чтобы научить детей управлять собственными эмоциями и адек­ватно действовать в стрессовых ситуациях, необходимо создать специальные условия, в которых они смогут поупражняться в решении проблем, связанных с эмоциями и эмоциональным взаимодействием. Конечно, мы не можем (и не имеем права) провоцировать реальные ситуации, в которых подросток будет переживать всю гамму эмоций, как положительных, так и отрицательных. Для этого существуют специальные игровые учебные задания, организованные нами в систему занятий данного раздела.
Основная часть – 25 минут


ЗАДАНИЕ 1. «РАСКРАСЬ СВОИ ЧУВСТВА»
Это упражнение выполняется не в тетради, а на отдельных листах. Заранее готовятся листы со схематичным изображением человечка (см. приложение). Участников просят приготовить цветные карандаши: желтый, оранжевый, зеленый, голубой, красный, коричневый, черный. После того как ведущий убедился, что все готовы к работе, он дает инструкцию:
Представьте себе, что этот человечек — сказочный герой, в которого вы превратились. Этот человечек, как и сказочный герой, может испытывать разные чувства, и его ощущения живут в разных частях его тела. Раскрасьте эти чувства:
радость — желтым;
счастье — оранжевым;
удовольствие зеленым;
гнев, раздражение ярко-красным;
чувство вины коричневым;
страх — черным.
После того как «человечки» раскрашены, участники показывают свои рисунки остальным и рассказывают, почему они использовали тот или иной цвет.
Затем ведущий просит подписать рисунки и собирает их для последующего анализа.
ЗАДАНИЕ 2. «ПУЛЬС»
До начала выполнения задания необходимо научить участников измерять собственный пульс: «Найдите место на запястье, где лучше всего чувствуется биение пульса. Когда я скажу "считайте", начинайте считать число биений. Через 15 секунд я дам команду "стоп ". Число биений, которое вы сосчитали, умножьте на 4 и запишите. Это и есть частота вашего пульса».
Участникам предлагается: 1) закрыть глаза и представить себе ситуацию, в которой они испытали большую радость. Через минуту ведущий предлагает измерить пульс еще раз и записать полученное число ударов; 2) представить себе ситуации, в которых они испугались, разозлились, почувствовали себя смущенными. Каждый раз замеры частоты пульса записываются. Между каждым этапом следует провести релаксационную паузу: «Расслабьтесь, вы полностью расслаблены, вы успокаиваетесь, вы спокойны». Релаксационная пауза каждый раз должна занимать не меньше минуты.
После окончания упражнения предлагается сравнить результаты замеров биения пульса. Если участники добросовестно представляли себе различные жизненные ситуации, между числами, полученными при разных замерах, есть разница.
Вы сами замечали, что когда жизненная ситуация заставляет нас испытывать сильные чувства, наше самочувствие меняется. Это происходит потому, что организм на различные ситуации реагирует по-разному: изменением частоты пульса, сердцебиения. То самочувствие, которое у нас бывает, не всегда нам нравится. Вероятно, мы можем сами вызывать у себя различные ощущения и менять состояние так, как нам хочется. Этому мы постараемся научиться на следующих занятиях.
ЗАДАНИЕ 3. «ПИКТОГРАММЫ»
Пиктограмма — это емкое графическое изображение предметов, всякого рода информации. Вы все видели примеры пиктограмм, например, на дорожных знаках. Если на знаке крест-накрест нарисованы вилка и ложка это, конечно, столовая или кафе. Красный крест — это больница или медицинский пункт. Если мы видим табличку с черепом и молнией — это сообщение «Не влезай, убьет». Давайте вспомним, с какими пиктограммами мы еще сталкиваемся в жизни?
После того как участники вспомнили, какие пиктограммы они видели, начинается само упражнение. Оно проходит в несколько этапов:
1.     Участникам предлагается продумать, а потом нарисовать следующие пиктограммы: «Веселый праздник», «Глухая старушка», «Мелкий дождик», «Счастье». После окончания работы устраивается выставка пиктограмм, а затем проводится короткое обсуждение на тему: «Почему пиктограммы одного и того же содержания могут быть нарисованы по-разному?».
2.     Группа делится на две команды. Командам предлагается самим придумать содержание пиктограмм и нарисовать их. Рисунков должно быть столько же, сколько человек в команде.
3.     Одна из команд поочередно предъявляет свои рисунки, а другая должна угадать, какое содержание скрыто за ними. Побеждает та команда, которая угадывала лучше и более подробно могла объяснить ход своих рассуждений.
УПРАЖНЕНИЕ «РАДОСТЬ»
Участникам предъявляется пиктограмма с изображением эмоции радости (см. приложение). После того как все поняли, какую эмоцию изображает пиктограмма, ведущий просит объяснить: «По каким признакам мы можем определить, что человек испытывает радость?»
В конце упражнения проводится конкурс на самое радостное лицо.
УПРАЖНЕНИЕ «ЯРОСТЬ»
Участникам предъявляется пиктограмма с изображением эмоции ярос­ти (см. приложение). После того как все поняли, какую эмоцию изображает пиктограмма, ведущий просит объяснить: «По каким признакам мы можем определить, что человек испытывает ярость?»
УПРАЖНЕНИЕ «САМОПОХВАЛА»
Участникам предлагается встать на какое-нибудь возвышение, например, на стул, и похвалить себя за то, что выполнял такие трудные задания.
Это упражнение очень важное, так как помогает участникам осознать, что самопознание — тяжелый труд. Кроме того, оно готовит учащихся к выполнению следующего задания.
УПРАЖНЕНИЕ «НА ЧТО ПОХОЖЕ ВАШЕ НАСТРОЕНИЕ»
Вы сегодня уже выражали в рисунках свое ощущение от разных слов, а сейчас нарисуйте, на что похоже ваше настроение.
После выполнения задания участникам предлагается объяснить, почему их настроение ассоциировано с тем или иным образом.
РЕФЛЕКСИЯ: Чему я сегодня научился?
1.     Что я узнал сегодня нового о себе самом (о своих товарищах)?
2.     Заключительная часть. Ритуал прощания – 3 мин.
 
 
 
 
10 фактов о пользе чтения
 
  1. Чтение делает взгляд, острее Вы будете лучше понимать и видеть окружающий мир и людей, а самое главное, самого себя. Хорошую книгу обязательно прочитайте ещё раз – вы наверняка увидите там что-то новое.
    2. Чтение сохраняет ваше физическое здоровье  
    6. Чтение дарует спокойствие Родители, учителя и другие взрослые будут настолько рады видеть ребёнка читающим, что не станут лишний раз дёргать его.
    7. Чтение выгодно для вашего кошелька Во-первых, книги дешевле, чем компьютерные игры. Во-вторых, ваши знакомые не будут мучиться с выбором подарка, если узнают, что вы любите читать. (Есть одно «но»: составляйте списки пожеланий, иначе придётся довольствоваться одними только бестселлерами.) А в-третьих, для тех, кто не получил книгу в подарок, всегда существуют библиотеки – книги там ничего не стоят.
    8. Чтение помогает сконцентрироваться Читать можно и под музыку, и во время занятий: читать и не обращать внимания на суету вокруг. Тренированный читатель без проблем может параллельно смотреть четыре передачи, всё время переключая каналы. При желании вы можете читать в транспорте.
    9. Чтение хорошо сказывается на вашей фигуреНе бойтесь набрать лишние килограммы. Читающему человеку не требуется калорийная пища, чтобы справиться с тяготами скучной жизни. С книгой вы способны путешествовать так далеко, как только пожелаете, и воплощать самые фантастические мечты. Вас сложнее соблазнить попкорном: ведь «кино» уже идёт в вашей голове.
    10. Чтение полезно для родителей Наблюдая за тем, как ребёнок наслаждается книгой, взрослые тоже втягиваются в чтение, даже если они слишком заняты, чтобы читать. Взрослые будут благодарны ребёнку за вновь обретённое счастье.

    (Штейман А. Страсть к чтению // Библиотека в школе. – 2009. - № 19. – С.32-34.)

    Складывать буквы в слова, слова в образы, осознавать то, что хотел выразить ими автор, и находить им собственное объяснение – это гимнастика для мозга. Без всякого риска получить травму!
    3. Чтение положительно влияет на окружающую среду 
    Если вы читаете книгу, значит, дерево из которого она изготовлена, было срублено не напрасно. Для чтения книг нет нужды тратить электричество или покупать батарейки, и при этом они легче ноутбука. Вы читаете, а значит, не можете вести машину и ходить по улицам, что ведёт к сокращению пробок и очередей.
    4. Чтение научит вас общаться 
    Ваши интересные замечания чудесным образом преобразят даже скучные разговоры о вчерашних спортивных событиях или телевизионной передаче. А ваш растущий талант рассказчика позволит вам с лёгкостью приписывать себе приключения вымышленных персонажей. Особенно большое впечатление это производит на людей, которые почти не читают.
    5. Чтение помогает приятно проводить свободное время 
    Вам никогда не надоест читать книги, потому что их – огромное множество, не хватит и нескольких жизней, чтобы прочитать всё. Придётся перепробовать много разных жанров, прежде чем вы найдёте книги, от которых действительно получаете удовольствие. Не сдавайтесь, пока не отыщете «свою» книгу, ведь она может изменить жизнь.
 
  
                             
 
 
 
ИНТЕРЕСНО
 
Компьютер — не помощник. После обследования 100 тысяч 15-летних подростков в 32 европейских странах немецкие ученые пришли к выводу, что чем больше ученики пользуются компьютерами в школе и дома, тем хуже их результаты в изучении языков и математики. В то же время наличие дома у учащихся большой библиотеки положительно влияет на успехи в школе. Дома компьютеры очень часто отвлекают детей от домашнего задания. И в школах, оборудованных компьютерами, ученики показывают худшие результаты, потому что компьютеры заменяют другие, более эффективные формы обучения.
 
 
  
Анкета 1.
Уважаемые ребята!
Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Ваши ответы помогут в подготовке классного часа – практикум по теме «Влияние курения на здоровье подростков». Фамилию указывать не обязательно.
1.Твой пол.
   □ Мужской.
  □ Женский.
2.Источники твоих знаний о курении.
  □ Уроки в школе.
  □ Телевизор.
   □ Родители.
  □ Собственный опыт.
  □ Собственные наблюдения.
3.В каком возрасте ты впервые попробовал курить?
  □ В____ лет.
   □ Не пробовал.
4.Что заставило тебя курить в первый раз?
  □ Хотел не отстать от друзей.
   □ Желание казаться взрослым.
  □ Любопытство.
  □ Чтобы понравиться девочке (мальчику).
  □ Не пробовал.
5.Почему куришь?
  □ За компанию.
   □ Чтобы быть взрослее.
  □ Чтобы нравится девочкам (мальчикам).
   □ Втянулся, хочется.
  □ Нравится.
  □ Не курю.
6.Курят ли родители?
Мама
  □ Да.
  □ Нет.
Папа
   □ Да.
  □ Нет.
Другие члены семьи
   □ Да.
   □ Нет.
7.Как ты считаешь, курить вредно?
   □ Да.
   □ Нет.
 
 
 
Сказка о вредных привычках и о том, как победила сила воли
 
Т.Г. Черных, социальный  педагог МОУ СОШ №34 города Челябинска
 
 
Сказка адресована учащимся 1-2-х классов, может быть поставлена как школьниками этой возрастной группы, так и старшеклассниками.
 
Действующие лица:Ведущий, девочка Маша, Лень, Мышонок-грызун, Поросенок-грязнуля, Барашек-упрямец, Сила Воли.
 
Ведущий. Жила-была девочка Маша. По утрам аккуратно чистила зубы, мыла руки перед едой, убирала свою комнату, не опаздывала на уроки. И вот как-то раз с ней приключилась одна история…
 
Маша(выходит с полотенцем на шее, с зубной пастой и щеткой в руке):
Зубки я почистила
И постригла ноготки,
Постирала быстро я,
В стопку сложены платки,
Получила в школе «пять» -
Можно песню запевать.
«Новогодняя песенка»
Надоело мне шагать взад-вперед,
До чего же трудно ждать Новый год,
К нам с подарками придет Дед Мороз,
Только что он принесет - вот вопрос!
Знаю я, что Новый год
Встречу замечательно.
Весь наш класс ко мне придет,
Все друзья-приятели,
Мы под бабушкин рояль
Будем петь с ребятами.
Одного не знаю я:
Что под елкой спрятано?
Я, конечно, и сейчас потерплю,
Силу воли лишний раз укреплю,
Буду снова я шагать взад-вперед,
До чего же трудно ждать Новый год!
Знаю я, что Новый год
Встречу замечательно.
Весь наш класс ко мне придет,
Все друзья-приятели,
Мы под бабушкин рояль
Будем петь с ребятами.
Одного не знаю я:
Что под елкой спрятано?
Раздается стук в дверь.
 
Ведущий. Вот в один прекрасный день постучала к Маше Лень.
Лень.    Здравствуй, милая девчушка.
Подружись ты со старушкой,
Вместе в школу не пойдем,
Вместе ногти погрызем,
Можешь насовсем забыть,
Как с прогулки руки мыть.
Дома ты не помогай,
С Ленью лучше погуляй
Повернувшись к открытой двери.
Эй! Грязнульки и лентяйчики,
Проходите поскорей,
Вы не зря тряслись в трамвайчике,
Новых вам нашла друзей.
 
Входят Мышонок-грызун, Поросенок-грязнуля, Барашек-упрямец.
Лень. Ой, сколько здесь ребят!
Мышонок. А будут ли они нам хорошими друзьями?
Поросенок. Сейчас проверим.
Барашек. Ребята, мы начнем пословицу, а вы ее закончите.
Работа не волк … (в лес не убежит).
От работы кони … (дохнут).
Звучит песенка. Лень запевает, припев подхватывают Мышонок, Поросенок и Барашек.
Лень.    Говорят, мы бяки-буки,
Как выносит нас земля?
Все возьмем в свои мы руки,
Обойтись без нас нельзя.
Ой ля-ля, ой ля-ля,
Обойтись без нас нельзя.
Ой ля-ля, ой ля-ля,
Вот так (хлопки). Раз, два.
Мы научим вас лениться,
Будем верные друзья.
Лучше с нами веселиться,
Обойтись без нас нельзя.
Ой ля-ля, ой ля-ля,
Обойтись без нас нельзя.
Ой ля-ля, ой ля-ля,
Вот так (хлопки). Раз, два.
Мы грязнули и упрямцы,
Дружим с Ленью мы всегда.
Мы неряхи, оборванцы,
Обойтись без нас нельзя.
Ой ля-ля, ой ля-ля,
Обойтись без нас нельзя.
Ой ля-ля, ой ля-ля,
Вот так (хлопки). Раз, два.
Мышонок.        Ходим мы по белу свету.
Поросенок.      Ищем, кто без силы воли.
Барашек.         Вынь-ка сладкую конфету.
Вместе.            Заколдуем Машу, что ли?
Лень.    На-ка, миленькая детка,
Скушай сладкую конфетку.
 
Протягивает Маше конфетку.
Называется красиво:
«Антиволя-антисила»
 
Маша протягивает руку, и тут раздается стук в дверь. Девочка отнимает протянутую руку.
Лень.    Это кто еще стучит,
Нам нарушив аппетит?
Голоса за дверью.    
Это Сила. Это Воля!
Маша идет открывать, Лень преграждает дорогу.
Лень.    Коль откроешь, будет горе,
Посмотри, о, как красива
«Антиволя-антисила»!
Маша.   Вам скажу, ребята, «нет».
Открывает дверь и впускает Силу Воли.
Сила Воли.      Обойдемся без конфет.
(Обращаются к залу.)
Есть ребята в этой школе,
Кто имеет силу воли?
Есть, кто делает зарядку
И приучен кто к порядку?
             Есть ли наши здесь друзья?
Лень прогнать без них нельзя.
Ребята, закончите пословицы:
Делу время - … (потехе час).
Без труда … (не вынешь и рыбку из пруда).
Кончил дело, … (гуляй смело).
Ребята, давайте скажем хором:
Силы воли мы друзья,
Быть лентяями нельзя.
 
Мышонок, Поросенок и Барашек в испуге садятся на корточки и закрывают лицо руками.
Маша.   Ногти грызть?  
Не умываться?
Силу воли потерять?
И навек неряхой стать?
Убирайтесь-ка скорее!
Сила воли мне важнее!
Встает рядом с Силой Воли.
 
Лень.    Ничего, бывай здорова!
Постучим к тебе мы снова:
С Силой Воли жить не просто.
Заходи сама к нам в гости!
Уходят, хлопая дверью.
 
Сила Воли.      Ты, девчушка, молодец.
Прогнала их наконец.
Маша(обращаясь к Силе Воли).
Вы меня не оставляйте,
От плохого избавляйте.
Ведущий.        
Тут и сказке той конец.
Ай, девчонка, молодец!
Сделан выбор - сила воли!
Что ж, теперь споем мы, что ли?
 
Звучит песня «Закаляйся», которую поют Маша, Ведущий, Сила Воли.
«Закаляйся»
Закаляйся, если хочешь быть здоров.
Постарайся позабыть про докторов.
Водой холодной обливайся,
Если хочешь быть здоров.
Всех полезней солнце, воздух и вода,
От болезней помогают нам всегда,
От всех болезней всех полезней
Солнце, воздух и вода.
Бодр и весел настоящий чемпион.
Много песен, много шуток знает он.
А кто печально нос повесил,
Будет сразу побежден.
 
Говорят вместе.        
Сила воли - вот спасенье,
Вот всему преодоленье.
Разгадали мы загадку:
Польза есть не в том, что сладко.
«Антисиле-антиволе»…
Скажем «нет!» сейчас и вскоре!
 
 

Анкета для родителей «Здоровый образ жизни»

 

1. Каково состояние Вашего здоровья?
а) очень хорошее
б) хорошее
в) нормальное
                г) плохое
2. Каково состояние здоровья Вашего ребенка?
а) хорошее
б) нормальное
в) плохое
 
3. Когда в последний раз проверяли состояние своего здоровья?
а) в этом месяце
б) в этом полугодии
в) в этом году
г) более года назад
д) не помню
 
4. Когда в последний раз проверяли здоровье ребенка?
а) в этом месяце
б) в этом полугодии
в) в этом году
 
5. Вы занимаетесь физкультурой и спортом?
а) постоянно
б) часто
в) очень редко
г) не занимаюсь
 
6. Ваш ребенок занимается физкультурой и спортом?
а) постоянно
6) часто
в) очень редко
г) не занимается
 
7. Вы употребляете спиртные напитки?
а) не употребляю
б) очень редко
в)часто употребляю
 
8. Вы курите?
а) нет
б) очень редко
в) часто
г) бросил
 
9. Считаете ли Вы свое питание рациональным?
а) да
б)отчасти
в) нет
г) затрудняюсь ответить
 
10.  Считаете ли Вы питание своего ребенка рациональным?
а) да
б) отчасти
в) нет
г) затрудняюсь ответить
 
11. Как Вы проводите свой отпуск?
а) на море
б)дома
в)в санатории
г) в деревне
д) когда как
 
12. Как Ваши дети проводят досуг?
а) у бабушки
б) гуляют во дворе
в) смотрят телевизор
г) с друзьями
 
13. Вы знаете, что значит вести здоровый образ жизни?
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить
 
14. Откуда Вы получаете знания о здоровом образе жизни?
а) из специальных книг
б) из средств информации
в) из беседы
г) в д/саду
 
15. Вы ведете здоровый образ жизни?
а) да
б) отчасти
в) нет
г) затрудняюсь ответить
 
16. Вы прививаете здоровый образ жизни своим детям?
а) да
б) затрудняюсь ответить
 
17. Если прививаете, то каким образом?
а) с помощью бесед
б) личным примером
в) совместно

 
 
 
 
 
 

Лого усзн

 

Русфонд

 

беспл.юр.помощь

 

Телефон доверия